Семионичева Елена Матвеевна, воспитатель.

Кружковая деятельность

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Школа Великих Открытий (наименование программы)

Уровень программы: стартовый

Срок реализации программы: 1 год

Адресат: дети 5 – 6 лет

Форма обучения: очная

Вид программы: естественнонаучная

ID-номер программы в Навигаторе:

Разработчик программы:

Елена Матвеевна Семионичева педагог дополнительного образования

2022г.

СОДЕРЖАНИЕ 1. Целевой раздел.

1.1. Пояснительная записка.

2.Содержательный раздел.

2.1. Учебный план

2.2. Содержание учебной программы.

2.3. Система оценки достижения планируемых результатов.

2.4. Форма подведения итогов реализации программы.

2.5. Календарный учебный график.

3. Организационный раздел.

3.1. Методическое обеспечение программы.

3.2. План воспитательной работы.

3.3. Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет – ресурсов.

3.4. Материально – техническое обеспечение программы.

3.5. Кадровое обеспечение программы.

4. Приложения.

4.1. Приложение 1.

4.2. Приложение 2.


1. Целевой раздел.

1.1. Пояснительная записка.

«Ребёнок, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпается инициатива, способность бодро преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовности прийти к нему на помощь. Вообще опыт собственных открытий – одна из лучших школ характера» - Анатолий Шапиро.

Нормативно – правовая база.

Данная программа разработана на основании нормативно – правовых актов:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 №1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»; 3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее - Порядок); 4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; 5. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 №882/391 «Об организации осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»; 6. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 14.08.2020 №831 «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления информации»; 7. Приказ Минтруда Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; 9. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»); 4 - Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»; 10. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»); 11. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации программ»); - Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 26.06.2019 № 03-1235 «О методических рекомендациях». 12. «Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме» (утв. заместителем министра просвещения Российской Федерации М.Н. Раковой 28.06.2019 № МР-81/02вн). 2.3. Программы могут реализовываться для детей и взрослых.

13. Распоряжение Министерства образования Сахалинской области от 16.09.2021 г.  № 3.12 -1170 «Об утверждении и реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ».

14. Приказ Министерства образования Сахалинской области от 27. 12.2020 г. № 3.12 – 42 «Об утверждении правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Сахалинской области».

15. Устав Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №50 «Карусель» г.Южно – Сахалинска, утвержденный Департаментом образования администрации города Южно – Сахалинска 16.06.2016 г.

16. Лицензия на осуществление образовательной деятельности от 05.07.2017г. № 115- ДС (Дополнительное образование детей и взрослых).

Направленность программы: естественнонаучная. Уровень программы: стартовый. Актуальность. Программа дополнительного образования естественнонаучной направленности экспериментальная лаборатория «Наураша» для детей старшего дошкольного возраста составлена на основе авторской программы Е.А.Шутяевой «Наураша в стране Наурандии» - цифровая лаборатория для дошкольников разработана в соответствии с ФГОС.

Одним из важных направлений государственной политики в сфере образования является поддержка и развитие детского научно-технического творчества, что соответствует актуальным и перспективным потребностям личности и стратегическим национальным приоритетам Российской Федерации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и, в первую очередь, умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное отношение к миру, интересующейся наукой.

Ребёнок-дошкольник сам по себе является исследователем, проявляя живой интерес к исследовательской деятельности – к экспериментированию Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Детская экспериментальная деятельность способствует сохранению полноценного здоровья и развития личности дошкольника. Она также отвечает современным требованиям концепции модернизации российского образования.

Актуальность программы заключается в том, что детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне с взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.  К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности детей, организация исследовательского компонента предполагает: формирование системы специальных умений (поисковых, информационных, организационных, умений представлять результат своего исследования, оценочных умений). Решая различные познавательно- практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками используя игровой мультимедийный продукт с использованием датчиков в качестве контроллеров. «Наураша в стране Наурандии» дети в игровой форме вместе с главным героем дети научатся измерять температуру, понимать природу света и звука, познакомятся с чудесами магнитного поля, померятся силой, узнают о пульсе, заглянут в загадочный мир кислотности приобретают способность сомневаться, критически мыслить. Переживаемые при этом положительные эмоции, удивление, радость от успеха, гордость от одобрения взрослых – закладывают у детей первые крупинки уверенность в своих силах, побуждают к новому поиску знаний.

Педагогическая целесообразность объясняется тем, что предполагаемые в программе комплекс занятий, включающие в себя игры, опыты, эксперименты, максимально приближены к реальной обстановке.Ребенок получает бесценный опыт для дошкольника: ставить перед собой цель и достигать её, совершать при этом ошибки и находить правильное решение, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Цель: способствовать формированию познавательных интересов детей через опытно-экспериментальную деятельность;

создание мотивации к самостоятельному познанию и размышлению

Задачи:

·расширение представлений детей об окружающем мире, через знакомство с элементарными знаниями из различных областей науки; 

·развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;

·формирование способов познания путем сенсорного анализа; развитие у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов;

·развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин в основной школе;

·развитие восприятия, мышления, речи, внимания, памяти;

·формирование первичных ценностных представлений о себе, о здоровье и здоровом образе жизни;

·освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений с взрослыми и сверстниками;

·воспитание культуры совместной деятельности, формирование навыков сотрудничества.

 

Отличительная особенность программы состоит в применении метода экспериментирования как творческого метода познания закономерностей и явлений окружающего мира, в поэтапном развитии умственных способностей старших дошкольников путем вооружения их навыкам экспериментальных действий и обучению методам самостоятельного добывания знаний.

Адресат программы: дети 5-6 лет.

 Объём освоения программы: включает 72 учебных часа в год, 8 часов в месяц, по два занятия в неделю длительностью не более 30 минут в соответствии с возрастом 5 - 6 лет.  

 Срок освоения программы: с 1 сентября 2022 г.  по 31 мая 2023г.

Форма обучения: очная

Формы проведения занятий:

Игровые занятия, которые включают различные виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, двигательную, коммуникативную, конструктивную.

 

Особенности организации образовательного процесса:

Исследования, проводимые детьми, строятся по схеме:

1.Актуализация проблемы. Цель: выявить проблему и определить направление будущего исследования.

2.Определение сферы исследования. Цель: сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти.

3.Выбор темы исследования. Цель – обозначить границы исследования.

4.Выработка гипотезы. Цель: разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные или их называют провокационные идеи.

5.Выявление и систематизация подходов к решению. Цель: выбрать методы исследования.

6.Определение порядка проведения исследования. Цель: выстроить перспективный план работы.

7.Сбор и обработка информации. Цель: зафиксировать полученные знания.

8.Анализ и обобщение полученных материалов. Цель: структурировать полученный материал, используя логические правила и приёмы.

9.Подготовка отчёта. Цель: дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования.

10. Проект. Цель: защитить его публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы.

  1. Обсуждение итогов завершённой работы.

Режим занятий

Занятия с детьми 5-6 лет по проводятся один раз в неделю во второй половине дня. Продолжительность одного занятия не более 30 минут.

 

Планируемые результаты

• Значительное повышение уровня знаний дошкольников в области занимательной физики.

• Расширение и обогащение кругозора.

• Развитие познавательного интереса

• Развитие навыков безопасного экспериментирования.

Формы аттестации

На протяжении всего периода обучения педагог отслеживает результативность программы через низко формализованные методы: беседы, наблюдения за деятельностью детей, демонстрация опытов участие в развлечениях для малышей с демонстрацией опытов.

Формами отслеживания и фиксации образовательных результатов

Демонстрация опытов для дошкольников в рамках реализации проекта «Чудеса, опыты эксперименты»

Проведение научных развлечений.

Проведение совместного заседания экспериментальной лаборатории с участием родителей

Формами предъявления и демонстрации образовательных результатов является демонстрация опытов и рассказ о них дошкольникам других групп.

 

 

Материально-техническое обеспечение

Занятия по программе дополнительного образования «Наураша» организуются на базе МБДОУ. Для успешного выполнения поставленных задач созданы следующие условия:

 

Предметно-развивающая среда:

- столы;

Флэш-носитель «Наураша в стране Наурандии» с сопутствующей компьютерной программой.

Наураша в стране Наурандии. Цифровая лаборатория для дошкольников и младших школьников. Методическое руководство для педагогов/Шутяевой Е.А.- М.: Издательство Ювента,2015

- материалы различных лабораторий

- демонстрационная магнитная доска;

- дидактические игры, ЭОР

Техническая оснащенность

- магнитофон;

- фотоаппарат;

- компьютер;

- демонстрационная доска.

Глобус

Стол экспериментальный

Микроскоп большой

Микроскоп малый

Микромир под колпаком

Увеличительное стекло

Пинцет

Песочные часы

Дополнительное оборудование

для измерения магнитного поля

Дополнительное оборудование

для измерения звука

1.Предметы издающие различные звуки

2.Фрагменты записи голосов живой природы.

3.Схема строения органов слуха

Дополнительное оборудование

для измерения света


 

Информационное обеспечение

Флэш-носитель «Наураша в стране Наурандии» с сопутствующей компьютерной программой.

Наураша в стране Наурандии. Цифровая лаборатория для дошкольников и младших школьников. Методическое руководство для педагогов/Шутяева   Е.А.- М.: Издательство Ювента,2015

Цифровая лаборатория для дошкольников и младших школьников.

ЭОР

Кадровое обеспечение

В реализации программы дополнительного образования «Наураша» занят один педагог, имеющий педагогическое образование по специальности «Дошкольная педагогика»

 

Учебный план программы дополнительного образования

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия (очная)

Кол-во часов

Тема занятия

1

Сентябрь

06.09.22г.

15:10 - 15:40

Игра -путешествие

30 мин.

Знакомство с Наурашей и страной Наурандией

2

09.09.22г.

15:10 - 15:40

ООД

30 мин.

Вода

3

13.09.22г.

15:10 - 15:40

Игра -путешествие

30 мин.

Вода в природе и в быту

4

16.09.22г.

15:10 - 15:40

Экспериментальная деятельность

30 мин.

Вода – помощница

5

20.09.22г.

15:10 - 15:40

Экспериментальная деятельность

30 мин.

Опыт. «Ходит капелька по кругу».

6

23.09.22г.

15:10 - 15:40

Практическая деятельность

30 мин.

Вода в природе и в быту

7

27.09.22г.

15:10 - 15:40

Игра -путешествие

30 мин.

Такая разная вода

8

30.09.22г.

15:10 - 15:40

Экспериментальная деятельность

30 мин.

Опыт. «Когда льётся, когда капает?»

9

Октябрь

04.10.22г.

15:10 - 15:40

ООД

30 мин.

Температура

10

07.10.22г.

15:10 - 15:40

Экспериментальная деятельность

30 мин.

Тепло или холодно?

11

11.10.22г.

15:10 - 15:40

ООД

30 мин.

Термометры и температура

12

14.10.22г.

15:10 - 15:40

Игра -путешествие

30 мин.

Лёд и пламя

13

18.10.22г.

15:10 - 15:40

Экспериментальная деятельность

30 мин.

Опыт. «Замерзание жидкостей».

14

21.10.22г.

15:10 - 15:40

Опыты и эксперименты

30 мин.

Вкусные опыты

15

25.10.22г.

15:10 - 15:40

Экспериментальная деятельность

30 мин.

Вкусные опыты

16

28.10.22г.

15:10 - 15:40

Опыты и эксперименты

30 мин.

Опыт «Картошка бывает синей»

17

Ноябрь

01.11.22г.

15:10 - 15:40

Экспериментальная деятельность

30 мин.

Опыт «Живая палитра»

18

04.11.22г.

15:10 - 15:40

ООД

30 мин.

Электричество

19

08.11.22г.

15:10 - 15:40

Практическая деятельность

30 мин.

Электричество

20

11.11.22г.

15:10 - 15:40

Игра -путешествие

30 мин.

Знакомство с лабораторией «Электричество»

21

15.11.22г.

15:10 - 15:40

ООД

30 мин.

Электричество рядом

22

18.11.22г.

15:10 - 15:40

Экспериментальная деятельность

30 мин.

Опыт «Прыгающий шарик»

23

22.11.22г.

15:10 - 15:40

Экспериментальная деятельность

30 мин.

Опыт «Как навести порядок с помощью шарика?»

24

25.11.22г.

15:10 - 15:40

ООД

30 мин.

Батарейка 

25

Декабрь

02.12.22г.

15:10 - 15:40

Практическая деятельность

30 мин.

Батарейка 

26

06.12.22г.

15:10 - 15:40

ООД

30 мин.

Лампочка

27

09.12.22г.

15:10 - 15:40

Практическая деятельность

30 мин.

Лампочка

28

13.12.22г.

15:10 - 15:40

ООД

30 мин.

Магнит

29

16.12.22г.

15:10 - 15:40

Игра -путешествие

30 мин.

Магнит

30

20.12.22г.

15:10 - 15:40

Экспериментальная деятельность

30 мин.

Магнитные чудеса

31

23.12.22г.

15:10 - 15:40

ООД

30 мин.

Земля – это магнит 

32

27.12.22г.

15:10 - 15:40

Игра -путешествие

30 мин.

Земля – это магнит 

33

Январь

10.01.23г.

15:10 - 15:40

Игра -путешествие

30 мин.

Остаточный магнетизм

34

12.01.23г.

15:10 - 15:40

Экспериментальная деятельность

30 мин.

Танцующие магниты

35

13.01.23г.

15:10 - 15:40

ООД

30 мин.

Кислотность

36

17.01.23г.

15:10 - 15:40

Игра -путешествие

30 мин.

Кислотность

37

20.01.23г.

15:10 - 15:40

Экспериментальная деятельность

30 мин.

Кислая лаборатория

38

24.01.23г.

15:10 - 15:40

Экспериментальная деятельность

30 мин.

Кислая лаборатория

39

27.01.23г.

15:10 - 15:40

Практическая деятельность

30 мин.

Опыт «Светящаяся лампа»

40

31.01.23г.

15:10 - 15:40

Практическая деятельность

30 мин.

Волшебница сода

41

Февраль

03.02.23г.

15:10 - 15:40

Практическая деятельность

30 мин.

Волшебница сода

42

07.02.23г.

15:10 - 15:40

Экспериментальная деятельность

30 мин.

Наша любимая газировка

43

10.02.23г.

15:10 - 15:40

Экспериментальная деятельность

30 мин.

Создай свой вкус

44

14.02.23г.

15:10 - 15:40

Экспериментальная деятельность

30 мин.

Создай свой вкус

45

17.02.23г.

15:10 - 15:40

ООД

30 мин.

Свет

46

21.02.23г.

15:10 - 15:40

Игра -путешествие

30 мин.

Свет

47

24.02.23г.

15:10 - 15:40

Экспериментальная деятельность

30 мин.

Световой луч

48

28.02.23г.

15:10 - 15:40

Экспериментальная деятельность

30 мин.

Световой луч

49

Март

03.03.23г.

15:10 - 15:40

Практическая деятельность

30 мин.

Свет и тень

50

07.03.23г.

15:10 - 15:40

ООД

30 мин.

Воздух

51

10.03.23г.

15:10 - 15:40

Игра -путешествие

30 мин.

Воздух

52

14.03.23г.

15:10 - 15:40

Практическая деятельность

30 мин.

Воздух – как его обнаружить?

53

17.03.23г.

15:10 - 15:40

Экспериментальная деятельность

30 мин.

Пузырьки воздуха

54

21.03.23г.

15:10 - 15:40

Экспериментальная деятельность

30 мин.

Опыт «Есть ли в почве воздух?»

55

24.03.23г.

15:10 - 15:40

Экспериментальная деятельность

30 мин.

Опыт «Выявить причины загрязнения воздуха и возможные способы его очищения»

56

28.03.23г.

15:10 - 15:40

ООД

30 мин.

Звук

57

Апрель

04.04.23г.

15:10 - 15:40

Игра -путешествие

30 мин.

Звук

58

07.04.23г.

15:10 - 15:40

Практическая деятельность

30 мин.

Распространение звука через воду

59

11.04.23г.

15:10 - 15:40

Практическая деятельность

30 мин.

Низкие и высокие звуки

60

14.04.23г.

15:10 - 15:40

Экспериментальная деятельность

30 мин.

Опыт «Где живет эхо?»

61

18.04.23г.

15:10 - 15:40

Игра -путешествие

30 мин.

Работа с цифровой лабораторией «Наураша в стране Наурандии»

62

21.04.23г.

15:10 - 15:40

Практическая деятельность

30 мин.

Опыт «Исследование свойств почвы

63

25.04.23г.

15:10 - 15:40

Практическая деятельность

30 мин.

Исследование свойств природных материалов

64

28.04.23г.

15:10 - 15:40

Практическая деятельность

30 мин.

Исследование свойств природных материалов

65

Май

02.05.23г.

15:10 - 15:40

Практическая деятельность

30 мин.

Исследование свойств природных материалов

66

05.05.23г.

15:10 - 15:40

Практическая деятельность

30 мин.

Посадим луковицы в разный субстрат

67

12.05.23г.

15:10 - 15:40

Экспериментальная деятельность

30 мин.

Опыт «Сравнить результаты посадки луковиц в почву, глину и песок»

68

16.05.23г.

15:10 - 15:40

Экспериментальная деятельность

30 мин.

Опыт «Выяснить последствия загрязнения почвы бытовым мусором»

69

19.05.23г.

15:10 - 15:40

Практическая деятельность

30 мин.

Работа с цифровой лабораторией «Наураша в стране Наурандии»

70

23.05.23г.

15:10 - 15:40

Практическая деятельность

30 мин.

Работа с цифровой лабораторией «Наураша в стране Наурандии»

71

26.05.23г.

15:10 - 15:40

Практическая деятельность

30 мин.

Работа с цифровой лабораторией «Наураша в стране Наурандии»

72

30.05.23г.

15:10 - 15:40

Практическая деятельность

30 мин.

Работа с цифровой лабораторией «Наураша в стране Наурандии»

Содержание учебного плана программы дополнительного образования

№п/п

Название темы

Задачи

Методы и приёмы

Продолжительность занятия

Средства

(оборудование)

1.

 

 

«Знакомство с Наурашей и страной Наурандией».

Экскурсия по экспериментальным лабораториям

Познакомить детей с главным героем – мальчиком Наурашей, лабораторией, приборами для измерений и объектами-индикаторами. Объяснить такие понятия, как «учёный», «опыт», «лаборатория», «эксперимент», «исследование».

Игровая мотивация, беседа, рассматривание лаборатории, вопросы.

 

30 минут

Программное обеспечение, ИКТ, все лаборатории комплекса «Наураша».

2

«Вода в природе и в быту».

Беседа и обмен мнениями о значении воды в жизни обитателей нашей планеты.

Рассказать детям о местонахождении воды в природе. Познакомить с понятием «мировой океан». Сформировать представления о значении воды в жизни обитателей Земли.

Беседа о воде, Рассматривание плакатов, презентация «Берегите воду».

 

30 минут

ИКТ, программное обеспечение лаборатории «Вода», плакаты.

3

«Вода – помощница».

Путешествие с «Капелькой воды».

Познакомить детей с полезными свойствами воды, которые человек использует для своего блага.

Беседа, вопросы, презентация.

30 минут

ИКТ, программное обеспечение лаборатории «Вода».

4

«Вода – растворитель».

Работа в лаборатории «Вода»

Исследовать растворимость продуктов воде. Познакомить со способом очистки – фильтрованием. Закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с различными веществами.

Беседа, опыты с веществами.

30 минут

Ёмкости для воды, песок, сахарный песок, соль, акварельные краски, пластилин, чайные ложки, ватные диски.

5

«Тепло или холодно?»

Беседа и проведение экспериментальной деятельности.

Познакомить детей с понятием «температура», методами измерения температуры в различных частях группы, измерением температуры тела человека. Учить детей делать выводы.

Беседа, рассматривание, практические задания с использованием цифровой лаборатории.

30 минут

Программное обеспечение лаборатории «Температура», ИКТ, различные термометры.

6

«Лёд и пламя»

Исследовательская деятельность в лаборатории «Температура».

Упражнять детей в измерении температуры холодных и горячих предметов, учить определять температуру комфорта.

Беседа, сравнение, Практические задания.

30 минут

Программное обеспечение лаборатории «Температура», ИКТ, ёмкости с горячей водой, формочки со льдом.

7

«Такая разная вода»

Проведение опытов с водой и льдом.

Способствовать развитию интереса у детей к исследовательской деятельности.

Опыты с водой и льдом.

30 минут

ИКТ, программное обеспечение лаборатории «Температура», ёмкости с горячей и холодной водой, лёд.

8

«Вкусные опыты»

Проведение опытов с мороженым.

 

Упражнять в умении измерять температуру любимых лакомств. Учим делать выводы о составе и свойствах мороженого.

Практические задания с мороженым, вопросы, сравнение.

30 минут

 ИКТ, программное обеспечение лаборатории «Температура», мороженое, тарелочки.

9

«Знакомство с лабораторией Электричество»

Путешествие в мир Электричества

Дать детям общее представление об электричестве. Познакомить с правилами безопасности при работе с электричеством. Показать опыт «Электрическое яблоко».

Игровая мотивация, отгадывание загадок, беседа, вопросы, практические задания.

30 минут

 ИКТ, программное обеспечение лаборатории «Электричество», яблоко.

10

«Электричество рядом»

Проведение опытов в лаборатории.

Способствовать развитию интереса детей к исследованиям и экспериментам. Провести опыты с картофелем, лимоном, упражнять детей в измерении напряжения в различных вещах.

Игровая мотивация, беседа, практические задания.

30 минут

ИКТ, программное обеспечение лаборатории «Электричество», картофель, лимон, булочка.

11

«Батарейка»

Беседа и проведение опытов.

Познакомить детей с батарейкой. Дать первоначальные понятия об электрических цепях. Упражнять детей в умении измерять напряжение в батарейке.

Рассматривание, беседа, вопросы, практические задания.

30 минут

Оборудование лаборатории «Электричество», ИКТ, батарейки

12

«Лампочка»

Знакомство с устройством лампочки и проведение опытов.

Познакомить детей с устройством электрической лампочки. Провести опыты с электромотором.

Игровая мотивация, беседа, рассматривание, практические задания, сравнение.

30 минут

Оборудование лаборатории «Электричество», ИКТ, ёлочная гирлянда.

13

«Магнитные чудеса»

Квест-путешествие в мир Магнитов.

 

Познакомить детей с понятиями «магнитное поле», «кольцевой и плоский магниты», «магнитные полюсы». Учить измерять поле различных магнитов.

Игровая мотивация, рассматривание, вопросы, практические задания.

30 минут

Оборудование лаборатории «Магнитное поле», ИКТ, гайки, винты, металлические предметы.

14

«Земля – это магнит»

Беседа и проведение опытов в лаборатории.

Побеседовать с детьми о магнитном поле Земли. Исследовать немагнитные материалы, провести опыты с магнитами, изучить их особенности и свойства.

Беседа, практические задания.

30 минут

Оборудование лаборатории «Магнитное поле», ИКТ, глобус, теннисный мячик.

15

«Остаточный магнетизм»

Исследовательская деятельность с магнитами.

Изучить с детьми явление остаточного магнетизма, провести опыт с отвёрткой, с металлическими предметами.

Беседа, практические задания.

30 минут

Оборудование лаборатории «Магнитное поле», ИКТ, отвёртка, винты, скрепки.

16

«Танцующие магниты»

Работа в лаборатории «Магнитное поле».

Способствовать развитию интереса детей к экспериментальной деятельности и исследованиям.

Беседа, проведение опытов.

30 минут

Оборудование лаборатории «Магнитное поле», ИКТ, дидактические игры с магнитами.

17

«Кислая лаборатория»

Квест-путешествие в «Кислый мир».

Познакомить детей с понятием «Кислотность». Познакомить детей с полезными и вредными свойствами продуктов, содержащих кислоты.

Беседа, вопросы, практические задания.

30 минут

Оборудование лаборатории «Кислотность», интерактивная доска, лимонная кислота, сахар, вода.

18

«Наша любимая газировка»

Работа в лаборатории: проведение опытов.

 

 

Привлечь детей к измерению кислотности в соках, газированной воде. Учить заботиться о своём здоровье.

Беседа, рассматривание иллюстраций, выполнение практических заданий.

30 минут

Оборудование лаборатории «Кислотность», ИКТ, соки, газированная вода, иллюстрация системы пищеварения.

19

«Волшебница сода»

Экспериментальная деятельность с содой.

Познакомить детей с методами понижения кислотности, понятием «Щелочная среда».

Беседа, опыты на снижение кислотности, эксперименты с содой.

30 минут

Оборудование лаборатории «Кислотность», ИКТ, вода, сода.

20

«Создай свой вкус»

Проведение опытов в лаборатории «Кислотность».

Учить детей создавать новый вкус путём смешивания сока и воды, определять кислотность. Закрепить правила ухода за лабораторным оборудованием.

Игровая мотивация, беседа, вопросы, экспериментирование.

30 минут

Оборудование лаборатории «Кислотность», ИКТ, вода, сода, лимонная кислота, лимон, яблоко, соки.

21

«Свет»

Беседа и посещение лаборатории «Свет».

Познакомить детей с понятиями «свет», «фотоны», «скорость света», «освещённость». Объяснить, как освещённость влияет на жизнь растений и других живых организмов.

Игровая мотивация, беседа, отгадывание загадок, опыты.

30 минут

Оборудование лаборатории «Свет», ИКТ.

22

«Световой луч»

Экспериментальная деятельность в лаборатории «Свет».

 

Формировать у детей представления о свойствах света.

Игровая мотивация, вопросы, экспериментальная деятельность.

30 минут

Оборудование лаборатории «Свет», ИКТ.

23

«Свет и тень»

Опыты с тенью.

 

Познакомить с образованием тени от предметов, учить устанавливать сходство тени и объекта.

Игровая мотивация, вопросы, сравнение, опыты.

30 минут

Оборудование лаборатории «Свет», ИКТ, теневой театр.

24

«Работа с цифровой лабораторией «Наураша в стране Наурандия»

Проведение эксперимента с освещением.

Учить детей сравнивать освещённость различных объектов. Способствовать развитию интереса детей к исследованиям и экспериментам.

Игровая мотивация, вопросы, экспериментальная деятельность.

30 минут

Оборудование лаборатории «Свет», ИКТ.

25

«Почему дует ветер?»

Проведение опытов с воздухом.

Способствовать развитию интереса детей к исследованиям и экспериментам.

Просмотр презентации, опыты.

30 минут

Презентация «Ветер», оборудование для опытов.

26

«Воздух – как его обнаружить?»

Проведение опытов с воздухом.

Способствовать развитию интереса детей к исследованиям и экспериментам.

Игровая мотивация, экспериментальная деятельность.

30 минут

Оборудование для опытов: вертушки, султанчики, пакеты.

27

«Пузырьки воздуха»

Исследование свойств воздуха.

 

Формировать представления о свойствах воздуха (невидим, но есть в воде).

Игровая мотивация, беседа, опыты.

30 минут

Стаканы с водой, соломинки.

28

«Опыт «Свеча в банке»

Экспериментальная деятельность в лаборатории.

Показать детям изменение состава воздуха. Дать знания о том, что для горения нужен кислород.

Беседа, презентация, опыты.

30 минут

Банки, свечки, презентация.

29

«Звук»

Квест-путешествие в мир Звуков.

Активировать и дополнить знания детей о звуке. Дать представление о передаче звука на расстоянии.

Игровая мотивация, беседа, рассматривание иллюстраций.

30 минут

Оборудование лаборатории «Звук», ИКТ, иллюстрации о строении уха.

30

«Распространение звука через воду»

Исследование в лаборатории «Звук».

Дать представление об особенностях передачи звука через твёрдые и жидкие тела.

Беседа, проведение опыта.

30 минут

Оборудование лаборатории «Звук», ИКТ.

31

«Низкие и высокие звуки»

Экспериментальная деятельность в лаборатории

Дать представление о том, что существуют низкие и высокие звуки.

Беседа, проведение опытов.

30 минут

Оборудование лаборатории «Звук», музыкальные инструменты.

32

Работа с цифровой лабораторией «Наураша в стране Наурандия»

Учить детей сравнивать высоту звуков. Способствовать развитию интереса детей к исследованиям и экспериментам.

Игровая мотивация, вопросы, экспериментальная деятельность.

30 минут

Оборудование лаборатории «Звук», ИКТ.

Итого

72 ак.часа

 

 

 

Методическое обеспечение программы

Работа с дошкольниками по программе строится на основе главных методических принципов: учета возрастных особенностей детей, доступности материала, постепенности его усложнения.

Методы обучения

·словесные (рассказ, чтение художественной литературы, беседа, инструктаж),

·наглядные демонстрация,

·репродуктивные (применение полученных знаний на практике),

·продуктивные (выполнение заданий),

·работа со схемами.

Методы воспитания

·мотивация,

·упражнение,

·убеждение,

·поощрение,

·стимулирование.

Формы организации образовательного процесса детей: фронтальная, групповая, индивидуально-групповая.

Выбор той или иной формы организации образовательного процесса зависит от темы и задач деятельности.

Для фронтальной формы характерна четкая организационная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей, экономичность обучения.

Групповая (индивидуально-групповая) характеризуется делением детей на подгруппы, основанием которого является личная симпатия воспитанников, общность интересов, воспитательные задачи.

 

Формы организации учебного занятия

 

обучающее занятие, практическое занятие, викторина.

 

 

Педагогические технологии

 

· технология группового обучения

· технология развивающего обучения

· технология коллективного взаимообучения

·здоровье сберегающая технология

· технология игровой деятельности

Алгоритм учебного занятия

 

1.Постановка, формирование проблемы;

2.Выдвижение предположений, поиск решения проблемы, выдвинутых детьми;

3.Проверка гипотез;

4.Выполнение заданий на закрепление полученных знаний

5.Подведение итогов, вывод;

6.Вопросы детей.

Дидактические материалы

Раздаточный материал:

Листы с заданиями на закрепление пройденного материала

Инструкционный материал: схемы (карточки) для уточнения планов проведения опытов.

 

Дидактические материалы

1

Флэш-носитель «Наураша в стране Наурандии» с сопутствующей компьютерной программой.

2

Наураша в стране Наурандии. Цифровая лаборатория для дошкольников и младших школьников. Методическое руководство для педагогов/Шутяева Е.А.- М.: Издательство Ювента,2015

3

Лаборатория «Температура

1. Датчик для измерения температуры «Божья коровка»

1.Соединительный кабель

2.Стаканы с наклейками разного цвета (4 штуки)

3.Подставка для стаканов

4.Формочки для льда

5.Антисептический гель

6.Пищевой краситель (кофе)

7.Демонстрационные карточки с изображениями различных термометров

4

Лаборатория «Свет»

1.Датчик освещённости

2.Соединительный кабель

3.Фонарик

4.Батарейки

5.Поляризационные светофильтры

6.Лампочка на подставке

7.Батарейный блок

8.Кювета

9.Краситель (кофе)

10. Зажимы

5

Лаборатория «Звук»

1.Датчик звука «Божья коровка»

2.Соединительный кабель

3.Ксилофон

4.Свистки (2 штуки)

5.Флейта

6.Карточка со схемой строения органов слуха человека

6

Лаборатория «Электричество»

1.Датчик «Божья коровка» для измерения напряжения 5 Вт

2.Соединительный кабель

3.Два электрода (цинковый и медный)

4.Батарейный блок с тремя батарейками

5.Ванночка

6.Динамо-машина

7.Баночка с солью

7

Лаборатория «Кислотность»

1.Датчик кислотности

2.Соединительный кабель

3.Стаканы на подставках (6 штук)

4.Лимонная кислота

5.Питьевая сода

6.Флакон для промывки датчика

8

Лаборатория «Магнитное поле»

1.Датчик «Божья коровка» для измерения магнитного поля

2.Соединительный кабель

3.Кольцевые магниты

4.Плоские магниты

5.Компас

6.Медная и стальная пластины

7.Коврик из пористого материала

8.Пластиковая палочка с подставкой

9

Лаборатория «Пульс»

1.Датчик пульса

2.Соединительный кабель

3.Фонендоскоп

4.Рисунок строения сердца

10

Лаборатория «Сила»

1.Датчик давления «Божья коровка»

2.Соединительный кабель

3.Манжета с соединительным шлангом

4.Резиновая груша

5.Пластиковая пластина

6.Поршень

7.Воздушные шарики

11

Набор «Магнетизм»

12

Набор «Экоэнергия»

13

Глобус

14

Пластиковые контейнеры

15

Пластиковые стаканы

16

Пробирки

17

Стол экспериментальный

18

Ноутбук

19

Микроскоп большой

20

Микроскоп малый

21

Микромир под колпаком

22

Увеличительное стекло

23

Пинцет

24

Песочные часы

25

Дополнительное оборудование

для измерения магнитного поля

1.пласмассовоя игрушка

2.магнитные буквы

3.магниты

26

Дополнительное оборудование

для измерения звука

1.Предметы издающие различные звуки

2.Фрагменты записи голосов живой природы.

3.Схема строения органов слуха

27

Дополнительное оборудование

для измерения света

1.плакат «Солнечная система»

2.Глобус

3.Фонарик

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. https://www.naurasha.ru/

2. Зеленеева Е.А., Хлучина Н.В. Использование игровой

лаборатории «Наураша в стране Наурандии» с целью развития познавательной

среды дошкольника [Электронный ресурс] / Е.А. Зеленеева, Н.В. Хлучина //

Информационный сайт kssovushka.ru. – Режим доступа:

https://kssovushka.ru/zhurnal/19/

3. Наураша в стране Наурандии. Цифровая лаборатория для

дошкольников и младших школьников.

4. Открытия дошкольников в стране Наурандии: практическое

руководство/ под науч.ред. И.В. Руденко. -Тольятти, 2015.

5. Образовательная программа дошкольного образования

«Развитие» /Под ред. Булычевой А.И. – М: НОУ «УЦ им. Л.А.Венгера

«РАЗВИТИЕ», 2016 г.

6. Постановление Главного государственного санитарного врача

Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН

2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,

содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных

организаций» // Российская газета. – 2013. – 19.07(№ 157).

7. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить

дошкольника самостоятельно приобретать знания. 2-е издание, дополненное и

переработанное. - М.: Национальный книжный центр, 2017. – 240 с.

8. Тонкова Ю. М., Веретенникова Н. Н. Современные формы

взаимодействия ДОУ и семьи [Текст] // Проблемы и перспективы развития

образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). —

Пермь: Меркурий, 2012.

9. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность

детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. –

Спб.: «Издательство «Детство - Пресс», 2011.

60

10. Шутяева Е.А. Наураша в стране Наурандии. Цифровая

лаборатория для дошкольников и младших школьников: Методическое

руководство для педагогов. - М.: Издательство «Ювента», 2015

Приложение 1

Учебный план

Название раздела, темы

Количество часов

Формы контроля

всего

теория

практика

1

Знакомство с Наурашей и страной Наурандией

2ч.00м.

50 м

1ч10м

Экспериментирование с использованием лабораторного оборудования

2

Вода

2 ч 00м

50 м

1ч10м

Опыты с водой с использованием цифровой лаборатории

3

Вода в природе и в быту

30 м

10

20

Практические занятия с водой

4

Вода – помощница

30

10

20

Практические занятия с водой

5

Вода – растворитель

30

10

20

Практические занятия с водой

6

Опыт. «Ходит капелька по кругу».

30

10

20

Опыты с водой с использованием цифровой лаборатории

7

Опыт. «Когда льётся, когда капает?»

30

10

20

Практические задания с водой, льдом и мороженым

8

Такая разная вода

30

10

20

Практические занятия с водой

9

Температура

2ч00м

50 м

1ч 10м

Практические задания с водой, льдом и мороженым

10

Тепло или холодно?

30

10

20

11

Термометры и температура

2ч 00 м

50 м

1ч 10м

Экспериментирование с использованием лабораторного оборудования

Опыты с льдом

12

Лёд и пламя

30

10

20

13

Опыт. «Замерзание жидкостей».

30

10

20

Экспериментирование с использованием лабораторного оборудования

14

Вкусные опыты

2ч 00 м

50 м

1ч 10 м

Экспериментирование с использованием лабораторного оборудования

15

Опыт «Картошка бывает синей»

30

10

20

Практические занятия с использованием йода и картофеля

16

Опыт «Живая палитра»

30

10

20

Экспериментирование с использованием лабораторного оборудования

17

Электричество

2ч 00 м

50 м

1ч 10 м

Эксперименты с электричеством с использованием

цифровой лаборатории

18

Знакомство с лабораторией «Электричество»

2ч 00 м

50 м

1ч 10м

Эксперименты с электричеством с использованием

цифровой лаборатории

19

Электричество рядом

30

10

20

20

Опыт «Прыгающий шарик»

30

10

20

Практические задания с воздушным шариком

21

Опыт «Как навести порядок с помощью шарика?»

30

10

20

22

Батарейка 

2ч 00 м

50 м

1ч 10 м

Экспериментирование с использованием лабораторного оборудования

23

Лампочка

2ч 00 м

50 м

1ч 10 м

Экспериментирование с использованием лабораторного оборудования

24

Магнит

2ч 00 м

50 м

1ч 10 м

Опыты с магнитами

25

Магнитные чудеса

2 ч 00м

50 м

1ч 10 м

26

Земля – это магнит

2 ч 00 м

50 м

1ч 10 м

27

Остаточный магнетизм

2ч 00 м

50 м

1ч 10 м

28

Танцующие магниты

30

10

20

29

Кислотность

2 ч 00 м

50 м

1ч 10 м

Экспериментирование с использованием лабораторного оборудования

30

Кислая лаборатория

2ч 00 м

50 м

1ч 10 м

31

Опыт «Светящаяся лампа»

30

10

20

Практические задания с маслом, водой и красителем

32

Волшебница сода

2 ч 00 м

50 м

1ч 10 м

14 ноября 2022 в 14:16

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.